Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Бюрократическая организация творчестваОфициальная / бюрократическая организация творчества
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Бюрократическая организация творчестваОфициальная / бюрократическая организация творчества
X
«Луис Альберто Мачадо, венесуэльский политик, первый (и пока единственный) министр в мире, ратующий за Программу развития интеллекта человека. Суммируя работы мировых философов и результаты исследований в разных отраслях науки, министр Мачадо приходит к выводу, что у каждого человека есть потенциал для того, чтобы развить свои способности.
Вот некоторые из его высказываний (К сожалению, в высказываниях Л.А. Мачадо эмоции серьёзно преобладают над знанием – Прим. И.Л. Викентьева. Особенно спорные места выделены цветом):
Во всех нас заложен одинаковый потенциал, который в течение жизни реализуется различными способами в соответствии с особенностями каждого человека. Человеку предоставляется неограниченное число возможностей, материализовать которые можно в ходе обучения.
Эйнштейн развил свой интеллект так же, как другие люди учатся играть «на слух»; следовательно, развитием интеллекта должно заниматься правительство.
Развитие интеллекта человека позволяет ему разумно управлять биологической эволюцией своего собственного вида и исключать из этого процесса все случайности.
Свободный интеллект каждого человека - это образ и подобие Божественного интеллекта.
На основе оптимистичного предположения о том, что каждый человек может стать гением (по выражению Мачадо), он со своими коллегами выступил с амбициозной программой повышения интеллектуального уровня всего населения Венесуэлы.
Мы (венесуэльцы) полностью изменим нашу систему образования. Мы будем обучать людей тому, как ежедневно совершенствовать свой интеллект, от детского сада до колледжа, мы будем учить родителей, особенно матерей, как обучать своих детей с момента рождения и даже ещё раньше, как развивать их способности. Таким образом, мы создадим для нашего народа и для всех людей на Земле настоящее новое будущее.
При помощи учёных со всего мира (но в основном с Запада) Проект Мачадо теперь включает в себя 14 отдельных программ, которые зародились в разных местах, а сейчас применяются в контексте Венесуэлы, от яслей и начальной школы до трудовой деятельности и службы в армии. Грандиозность Проекта Мачадо может видеть каждый, поэтому он, вероятно, является слишком лёгкой целью для критических нападок международных обозревателей. Можно легко делать выстрелы наугад, стремясь доказать, что это амбициозное и, возможно, в чем-то ошибочное мероприятие не сможет принести ожидаемых плодов. Ведь как бы там ни было, мы действительно очень мало знаем, что такое интеллект (или виды интеллекта), как эти способности можно лучше развивать и как в чужой обстановке внедрять навыки, появившиеся в другой культурной и исторической среде. Но ту же критику можно легко направить в адрес других грандиозных программ современности, например тех, что проводятся Институтом реализации человеческого потенциала в Филадельфии. Работники этой необычной организации заявляют, что могут обучить лишь начинающих ходить детей, даже пострадавших в результате мозговой травмы, всем «школьным навыкам», и в своих публикациях беспечно утверждают, что «наш генетический потенциал равен потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспира, Моцарта, Микеланджело, Эдисона и Эйнштейна». К сожалению, насколько я знаю, эта организация пока не предоставила общественности доказательств успешности своих проектов.
Но, скорее всего, подобного рода работа может лишь доставить минутное удовольствие профану, но не принесет пользы специалистам, честно заинтересованным в совершенствовании навыков и знаний людей. Задача прагматически настроенного учёного состоит в том, чтобы предложить лучший набор инструментов и посоветовать, как с их помощью добиться положительных результатов, а не вызвать новый прилив неоправданных надежд».
Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г., с. 422-423.